Четверг, 19.10.2017, 16:00
ГОО "Кузбасский РЦППМС "Здоровье и развитие личности"
Отделение Кемеровского городского округа
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Для школьников [2]
Для родителей [16]
Для педагогов [7]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Для педагогов

Развитие творческих способностей у детей в условиях образовательной инициативы «Наша новая школа»
Развитие творческих способностей у детей в условиях образовательной инициативы «Наша новая школа»


Одним из ключевых направлений развития общего образования образовательной инициативы «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей. При этом главным  результатом образования видится его соответствие целям опережающего развития, индивидуализирование психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

 

В основе творческой одаренности лежит творческий потенциал - нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не  столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать ее у всех учащихся. Изменения во всех областях жизни  происходят с невиданной скоростью. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям,  сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных  задач современного образования.

       

Возрастными предпосылками развития способностей у младших школьников являются повышенная восприимчивость, доверчивая готовность усваивать новые знания, вера в истинность того, чему учат. У школьников средних классов отмечаются возросшая самостоятельность, настойчивая энергия и широта склонностей. У старших школьников очень заметны работа анализирующей мысли, готовность к  рассуждениям и особая эмоциональная впечатлительность. Такое совмещение черт  «мыслительного» и «художественного» типов, а также расположенность к самовоспитанию, самосовершенствованию открывают особые возможности для многостороннего развития.[8, с. 45]

      

Поскольку эти качества являются возрастными и, следовательно, в какой- то мере временными, их нужно вовремя и в полной мере использовать для подъема детских способностей.

       

В педагогических установках по отношению к одаренным детям важно избегать двух крайностей. Одна из них состоит в том, что развитие такого ребенка не требует никакого участия. Но подобное невмешательство учителя может оказаться пагубным для развития способностей. Другая крайность- это чрезмерное вмешательство в формирование способностей. Нервная система ребенка неустойчива, возможности детского мозга ограниченны. Перегрузка, чрезмерное утомление могут вызвать изменения в состоянии здоровья  ребенка и отрицательно  сказаться на дальнейшем ходе его  развития.

      

Лета Холлингуорт рекомендовала педагогам учитывать в работе с одаренными детьми ряд трудностей в их социальной адаптации: неприязнь к школе, интерес только к сложным играм, нонконформизм, склонность к философским рассуждениям, несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.[1, с. 73]

      

Существуют дети, не опережающие своих сверстников по общему развитию, но выделяющиеся своеобразием, оригинальностью, самостоятельностью методов работы. Для детей со скрытыми потенциями творчества большое значение имеют условия обучения и воспитания. Если эти условия затрудняют самовыражение, т. е. ни семья, ни школа не способствуют  раскрытию и реализации скрытых возможностей, то у  детей могут  возникнуть черты тревожности, невротизма.

     

Для развития творческих способностей разработано огромное количество концепций и методик. Э.Де Боно формулирует следующие принципы развития креативности: выделение необходимых и достаточных условий решения задачи, развитие готовности отказаться от прошлого опыта, развитие способности видеть многофункциональность вещи, обеспечивать реалистичное столкновение противоположных понятий, образов, идей.[2, с. 56.]

     

В образовательных учреждения г. Кемерово реализуется проект "Талантливые и одаренные дети", направленный на поддержание талантливой молодежи. В рамках  которого, в гимназии №1 разработана и апробирована программа развития творческих способностей детей 10-11 лет «Креативность».

     

Программа занятий направлена на развитие у детей общих приемов дивергентного мышления. Данный комплекс занятий  может быть использован учителями на уроках,  или на внеклассных мероприятиях, и призван способствовать снижению внутреннего напряжения; раскрытию чувств детей; активизации ресурсных возможностей ребенка;  повышению креативных возможностей детей.

     

В работе используются различные методы активизации мышления (по В.А. Бухвалову): мозговой штурм; синектика; метод фокальных объектов; метод творческих преобразований.[7, с. 27]

     

Программа состоит из набора различных творческих заданий: исправление ошибок, установление закономерностей, моделирование, определение новых функций, решение противоречий, поиск альтернативных путей решения  проблем и др. Реализация данной программы позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в ОУ, формировать поэтапное развитие психолого-педагогической поддержки одаренных детей.

      

При развитии творческой активности следует помнить, что фантазия ребенка может иметь не творческое, а невротическое начало. На это указывали в своих исследованиях В.Н. Дружинина и В. Варда. Развитие фантазии у детей с неврозом может привести к его углублению. Однако творческий акт уходит своими корнями не столько в воображение, сколько в базовые когнитивные характеристики личности и индивидуальный познавательный опыт. Если ребенку предоставить возможность накапливать индивидуальный познавательный опыт и быть субъектом собственной деятельности, то кризиса креативности можно избежать. Также важно учитывать, что развитие одаренных детей предполагает не только работу с интеллектуальными способностями, но и учет их индивидуальных познавательных потребностей. Еще  М.Люшер, описывая куб личности, состоящий из интеллектуально-продуктивного, эмоционально-волевого, физического и социального компонентов, указывал на наличие его деформации  в случае  крена в ту или иную сторону.

     

Итак, принцип ответственности за развитие одаренного ребенка имеет две важные стороны: ответственность за его гармоничное и счастливое будущее, ответственность перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина. 

 

Список литературы.

1. Бурменский Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети [Текст] / Г.В. Бурменский, В.М. Слуцкий. -  М.: Прогресс, 1991.

2. Богоявленска Д.Б. Психология творческих способностей. [Текст] / Д.Б. Богоявленска. - М., 2002.

3. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. [Текст] И.В. Дубровина. - М.: Просвещение,  1991.

4. Степанов С.  О натурах творческих. [Текст] / С. Степанов. // Школьный психолог. - 2001. - №46

5.Разумникова О.М., Шемелина О.С. Личностные и когнитивные свойства при     экспериментальном определении уровня креативности [Текст] О.М. Разумникова, О.С. Шемелина. //  Вопросы психологии. - 1999. № 5.

6. Торшина В.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии [Текст] В.А. Торшина. // Вопросы психологии. - 1998. - №4.

7. Степанов С. Продуктивный ум: загадки и причуды. [Текст] С. Степанов. // Школьный психолог. - 2004. - №4.

8. Чурекова Т.М., Субботина Л.Г., Рубцова Н.М. Одаренный ребенок в инновационной школе: проблемы и пути решения. [Текст] Т.М. Чурекова, Л.Г. Субботина, Н.М. Рубцова. - Кемерово, 2004.


Зенич О.А. - педагог-психолог ЦДиК

Категория: Для педагогов | Добавил: admin (30.05.2011)
Просмотров: 1944 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017