Среда, 26.07.2017, 13:35
ГОО "Кузбасский РЦППМС "Здоровье и развитие личности"
Отделение Кемеровского городского округа
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Для школьников [2]
Для родителей [16]
Для педагогов [7]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Для педагогов

Рекомендации для педагогов по формированию и поддержанию у учащихся мотивации достижения

Рекомендации для педагогов по формированию и поддержанию

у учащихся мотивации достижения

В младшем школьном возрасте у учащихся формируется мотивация достижения и к концу 4 класса соответствующий мотив закрепляется и становится устойчивой чертой личности.

Мотивация – это побуждение, вызывающее активность индивида и определяющее ее направленность. Мотив достижения связан со стремлением повысить свои деловые качества или по возможности сохранить их на высоком уровне. Реакции на успех и неудачу проходят с выраженными эмоциональными переживаниями (радость или огорчение).

Мотив достижения наряду с познавательным мотивом составляют внутреннюю мотивацию учебной деятельности. И мотивация достижения, и познавательная мотивация возбуждаются и удовлетворяются учебной ситуацией как таковой, безотносительно к межличностному взаимодействию. Познавательные потребности относятся к процессуальным характеристикам учебной деятельности, а потребность в достижении – к результативным. При этом потребность в достижении не идентична потребности в признании, а лишь пересекается с ней. При удовлетворении потребности в достижении возникает чувство превосходства над ситуацией, а не над другим человеком как при удовлетворении потребности в признании. Таким образом, потребность в достижении представляет собой стремление утвердить себя не по отношению к другим, а в деловых достижениях.

Мотивация достижения в значительной степени определяет продуктивность деятельности человека, а так же удовлетворенность трудом. Она обусловливает позитивное отношение к труду, более высокие успехи в учебе. Эта мотивация наиболее эффективно повышает уровень активности учащихся и выступает в качестве внутренней пружины учебной деятельности. При этом мотивация достижения может быть весьма эффективна при условии низкой познавательной потребности (даже если у ребенка отсутствует познавательный интерес, он может хорошо учиться за счет мотивации достижения).

Таким образом, для повышения успеваемости учащихся необходимо формировать у них не только познавательный интерес, но и мотивацию достижения.

Мотивация достижения складывается из трех тенденций: 
  •  Стремление к успеху (надежда на успех);
  •  Боязнь неудачи в связи с ощущением собственной неспособности; 
  •  Боязнь социальных последствий неудачи (обусловлена потребностью в признании).

Удачи и неудачи, возникающие в процессе учебной деятельности, всегда есть результат соотношения способностей и приложенных усилий. Дети, стремящиеся к достижению успеха, свои неудачи списывают на недостаточность приложенных усилий, а мотивированные на неудачу – на недостаток способностей.

Поэтому в зависимости от преобладания одной из тенденций мотивации достижения, педагогам рекомендуется следующие способы стимулирования учащихся:
Для стимулирования детей мотивированных на достижение успеха необходимо формулировать для них задание как преодоление препятствия, испытание (например: ты уже умеешь делать …, а сможешь ли ты …?). Поощряя ребенка за правильно выполненное задание можно использовать высказывания типа: «Молодец! Ты смог это сделать, справился с заданием, несмотря на то, что это было трудно и требовало от тебя дополнительных усилий». Анализируя причины неудачи можно это делать методично, последовательно, учащихся это не будет травмировать, они сами осознают, что вложили недостаточно усилий.
 Стимулируя учащихся мотивированных на избегание неудачи, в связи с ощущением собственной неспособности необходимо предъявляя им задание поддерживать их, вселять в них веру в себя, в свои силы. Например: «Ты сможешь! Ты справишься, у тебя получиться!». При неудаче акцентировать внимание не на ошибке, а на недостатке приложенных усилий, при этом, давая ребенку понять, что общий уровень развития его способностей достаточно высок, для того, чтобы справиться с этим заданием. Например: «Вообще ты можешь справиться с этим заданием, да же если это не получилось в этот раз, то в следующий раз получиться. В этот раз у тебя не получилось потому, что ты приложил не достаточно усилий и теперь ты знаешь, что в следующий раз нужно приложить больше усилий к выполнению заданий подобного вида».
 Стимулируя учащихся мотивированных на избегание социальных последствий неудачи, необходимо формулируя для них задания, демонстрировать им реальные последствия не выполнения задания. Например: «Эту работы необходимо выполнить и сдать до …, отметка за выполнение этой работы будет влиять на итоговую отметку за четверть. Получив хорошую отметку за работу, у вас будет возможность показать остальным ребятам, на что вы способны. Получив плохую отметку, вы ухудшите свой возможный результат за четверть». Поощряя учащегося за правильное выполнение задания можно использовать высказывания типа: «Молодец! Ты показал ребятам, что ты можешь сделать и такое, на первый взгляд, сложное задание. Всегда так получается, когда вкладываешь силу, старание, то получается хорошо! Я за тебя рада и другие ребята, думаю то же».
 Для них важно признание, поэтому об их успехах должны знать окружающие.                                                                                                                                                      
 
 Авторы: Плотко Е. К., Кравцова А. Ю., психологи ЦДиК

Категория: Для педагогов | Добавил: admin (02.02.2010)
Просмотров: 2173 | Рейтинг: 5.0/1
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017