Среда, 26.07.2017, 13:35
ГОО "Кузбасский РЦППМС "Здоровье и развитие личности"
Отделение Кемеровского городского округа
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Для школьников [2]
Для родителей [16]
Для педагогов [7]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Для родителей

Влияние пережитого в детстве насилия в семье на возникновение личностных расстройств

Насилие над ребенком или жестокое обращение со стороны близких ему людей оказываются причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем могут оказывать влияние на различные сферы жизни человека. Именно тяжестью и разнообразием последствий жестокого обращения с ребенком в семье продиктовано то пристальное внимание, которое уделяется этой проблеме в настоящее время.

Все общие определения жестокого обращения с ребенком называют таковым, в первую очередь, причинение вреда физическому и психическому здоровью ребенка, угрозу его развитию или жизни. Кроме того, подчеркивается многообразие проявлений этого феномена. Child abuse and neglect – это широкий спектр действий, наносящих вред ребенку, со стороны людей, которые должны опекать его и заботиться о нем. Эти действия включают в себя жестокое обращение, запущенность и пренебрежение потребностями и нуждами ребенка.

Конференция, проведенная в США в 1989 г., рекомендовала определять неправильное обращение как «поведение в отношении другого человека, которое а) выходит за рамки принятых норм и б) влечет существенный риск причинения физического или эмоционального вреда. Такое поведение включает в себя как действия, так и недосмотр, как намеренные, так  непреднамеренные».

Традиционно различают четыре общих категории жестокого обращения с детьми:

1. физическое насилие;

2. сексуальное насилие;

3. пренебрежение потребностями ребенка;

4. эмоциональное, или психологическое насилие (включает в себя постоянное отвержение, унижение, превращение ребенка в «козла отпущения» людьми, которые должны беречь его и заботиться о нем; сюда же относятся такие действия по отношению к детям, как запирание ребенка в темной комнате, угрозы и запугивание). Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, чувствуют себя ненужными, плохими, глупыми, никчемными, часто имеют низкую или неустойчивую самооценку, переживают ощущение собственной несостоятельности.

                В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов. Физическое насилие, как правило, содержит компонент эмоционального; сексуальное насилие часто сопровождается принуждением, физическим насилием и переживается ребенком как унижение.

Обычно при оценке того, относится ли конкретный случай к жестокому обращению, и определении степени его серьезности учитывают следующие параметры: тяжесть воздействия, частота, уровень развития ребенка, соотнесения действий родителей с этническими и культуральными ценностями.

Тяжесть воздействия. Акты жестокого обращения могут заметно отличаться друг от друга по тяжести последствий. Тяжелые физические травмы, полученные ребенком даже однократно, являются показанием для отнесения этого случая к жестокому обращению. В абсолютном большинстве случаев, когда специалисты сталкиваются с серьезными физическими повреждениями, полученными ребенком от родителей, возникает вопрос о необходимости эвакуации ребенка, расследовании обстоятельств и вмешательстве. В то же время неверно говорить об отсутствии жестокого обращения в случаях, когда ребенок не получает значительных физических травм, так как необходимо принимать во внимание не только последствия для физического здоровья, но  психологические факторы, а также условия для нормального развития ребенка.

Частота и длительность воздействий. Частота и длительность воздействий являются важным показателем при оценке случаев жестокого обращения. Например, регулярные, хотя и не приводящие к серьезным травмам, избиения ремнем за «двойки» в школе могут нанести существенный ущерб эмоциональной сфере ребенка, негативно влиять на его самооценку, отношения со сверстниками, учителями, родителями.

Возраст и уровень развития ребенка. Возраст ребенка и уровень его развития являются ключевыми факторами при оценке того, относится ли случай к CAN, и степени его опасности. Например, ситуация, когда 3-летний ребенок оказывается один дома на несколько часов без присмотра, представляется чрезвычайно опасной по своим физическим и психологическим последствиям, в то время как 12-летний ребенок не нуждается в постоянном присмотре со стороны родителей, и чрезмерный контроль с их стороны, наоборот, может повредить ему. Удар рукой может нанести серьезные физические травмы маленькому ребенку, но не иметь существенных последствий для ребенка 6-летнего  возраста.

Этнические и культуральные нормы и традиции. В современном обществе существуют значительные национальные, культурные и религиозные различия в традициях воспитания детей. Эти различия могут касаться обучения, приемлемости физических наказаний, обращения за отдельными видами медицинской помощи (переливание крови, трансплантация, контрацепция, прерывание беременности) и т.п. При оценке случая необходимо учитывать эти различия, однако действия, опасные для жизни ребенка, пи любых культурах расцениваются как жестокие.

Несмотря на то, что перечисленные параметры играют значительную роль в оценке того, относится ли случай к жестокому обращению, и степени его опасности, при рассмотрении каждого конкретного случая необходимо учитывать весь контекст ситуации, включая семейные отношения, реакцию ребенка на происходящее и т.п. Важно понимать, что жестокое обращение не является только единичным или повторяющимся действием по отношению к ребенку. «Как правило, жестокое обращение часто становится составной частью взаимодействия между ребенком и значимым для него человеком. Взаимодействие с элементами жестокого обращения обычно интегрируется в семейную жизнь и во внесемейные отношения ребенка. Со временем ребенок начинает рассматривать жестоко обращение как неизбежную составляющую своей жизни» [Детская и подростковая психотерапия, 2001].

Попова Р.В. - педагог-психолог ЦДиК

 

Категория: Для родителей | Добавил: admin (28.06.2010)
Просмотров: 960 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017